Воображариум Короля Лира

Несколько лет назад во мне проснулось особое отношение к театру, я посмотрела на этот вид искусства уже более осознанно и заинтересованно. Можно сказать, что началось это со спектакля театра кукол им. В.Афанасьева «Мастер и Маргарита» . Другие постановки этого знакового произведения Михаила Булгакова уже не могли меня впечатлить, я не видела в них тех героев, которые так явно представлялись при прочтении и столь четко были отображены в постановке театра кукол. К тому же, для меня Воланд в исполнении Алексея Юрьевича Рубинского стал эталоном, именно таким его нарисовало мое воображение. Трагедию «Король Лир» читала давно, еще в школьные годы и, скажу честно, она не оставила во мне никакого отпечатка при всей любви к У. Шекспиру. Если бы я тогда увидела спектакль Харьковского театра кукол, то несомненно отнеслась бы к произведению с большим вниманием и интересом.  Нельзя не признать, что Шекспир и театр уже давно стали синонимами.  Театры, которые  делают постановки его  пьес, рискуют остаться либо непонятыми, либо невыразительными.  Театр кукол не отошел от текста Шекспира в  переводе Б.Пастернака, но отошел от классического понимания пьесы. Тандем режиссера Оксаны  Дмитриевой и художника Натальи Денисовой сработал как слаженный механизм, они смастерили свой мир, в котором каждая деталь проживала жизнь и была частью организма постановки. В этом мире слова вонзаются в души, как ножи в деревянные перегородки. В этом мире Король может превратиться в беспомощную куклу-инвалида. В этом мире слабоумие смоделировано.

korol lir

Скажите, кто я? Видно, я не Лир?

В этом мире безликих слуг отображают кукольные маски, и они как боги Янусы двулики: в одном лице одинаковы и серы, другие же закрыты от глаз. В этом мире подчеркнуто и открыто показаны потребности не только человеческой души, но и тела. В этом мире все трагичнее, чем у самого Шекспира. Для меня многое наполнилось смыслом в пьесе. Старшие дочери обрели характер. Гонерилья, преобразившаяся из покорной дочери в безжалостную, жаждущую власти, настоящую анти-героиню. Регана была скорее безвольной и простоватой, где-то показательно глупой. Прямолинейная же Корделия, поплатившаяся за свою откровенность, очень похожа на отца. Она забавлялась и порой была как сорванец. Даже серьезные фразы слетают с ее губ шутя. Актеры доносили текст к зрителю с определенными показными интонациями. Например, признания старших дочерей в лже — любви к отцу зачитывались как заученные и ничего не значащие для них фразы, как вызубренный на перемене стих и скомкано рассказанный на уроке.

korol lir

Тебе нельзя было стариться, пока не поумнеешь.

Естественные и простые декорации лишь подчеркивали красоту слов и обрисовывали смысл. Наверное самой яркой из них стал деревянный конь, на котором в начале спектакля восседал Король Лир, затем он разделился на две части. Передняя часть досталась Регане, а задняя – Гонерильи. Не трудно было понять, что эта декорация, похожая на Троянского коня, отождествляла королевство. Но помимо этого он выполнял и другие, менее явные функции. Например, два фланга войск, заключающие королевских заступников в смертельное кольцо, или же механизм, натягивающий прочный канат связи между Гонерильей и ее супругом герцогом Албанио.

korol lir

Тогда я его пленница навек, а этот брак — моя вечная пытка.

И, на мой взгляд, это интересная находка для пьесы – ассоциация с Троянским конем, отображающая доверчивость, безрассудство и самоуверенность короля. Конечно же не обошлось в такой трагедии и без любовных интриг. Старшие дочери Лира выстроили каждая свой замок любви, в котором и восседала, как принцесса из сказки, заточенная в высокой башне. Вот только здесь «принц»  не спешил на помощь, он метался по деревянному мосту, проложенному меж этих башен, и не мог сделать выбор. Глубину образа Короля Лира, наверное, мог отобразить именно Алексей Рубинский. Он взвешенно и филигранно выводил фразы, наполняя их необходимым содержанием. Ничего лишнего и в то же время – на изломе. Король Лир предстал своенравным мальчишкой в преклонных годах, который был прежде всего  королем, правителем, играющим в жизнь. Он слепо верил двуличию и лести. Пройдя через страдания и боль Лир стал различать коварство и любовь. Испытав муки предательства родной крови, он повзрослел, обретя неподдельное чувство отцовства и встретив смерть.  Час безумия короля , его душевные муки при помощи декораций превратились в настоящий Воображариум. Психологическая нагрузка на зрителя в этот момент потрясающая.  Столько деталей в спектакле, их все хочется ухватить и прочувствовать, от чего находишься в постоянном напряжении. Мне кажется, что спектакль можно смотреть не единожды и каждый раз раскрывать и замечать нечто новое.  Спектакль  в целом я бы назвала математически точно выведенной формулой. Она представляет собой комбинацию элементов и выражает логическое суждение. Так через множество приемов, форм зрителю показали решение такой вечной, вневременной истории, написанной  в 17 веке.

— bez-grima.kharkov.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:-? :roll: :-P :cry: 8-O :twisted: :mrgreen: :oops: :-x :lol: :wink: :?: :arrow: :( 8) :!: :-| :idea: more »