Пьеса «Чайка». Комедия?

Чайка

Когда я была еще студенткой, и среди нас (студентов) стали популярны походы в театр и кино,  мы решили организовывать совместные походы  – и интереснее, и есть с кем обсудить тот или иной спектакль или фильм.

Одна девушка из нашей компании восхищалась пьесой «Чайка» А.П. Чехова  и постоянно повторяла, что непременно бы сходила на постановку ее в театр. К моему стыду, я тогда не имела никакого представления об этой пьесе, да и не сложилось тогда посмотреть постановку  в театре.

Теперь я уже не студентка, но в театр иногда сходить хочется, поэтому слежу за афишами. И когда заметила в афише Харьковского Дома Актера спектакль «Йа, чайка», сразу заинтересовалась, вспомнила свою однокурсницу, решила обязательно сходить.

Для начала я решила прочитать саму пьесу, чтобы идти на спектакль уже со знанием дела. Текст я нашла на сайте театра Новая Сцена (далеко ходить не пришлось). Итак, решила  прочесть…...

«Чайка» Антон Чехов, комедия в четырех действиях.

Комедия…. Странно, но я не нашла никакого намека на комедию в этой пьесе. Она полностью пропитана безответной любовью, внутренними переживаниями, грустью, безразличием…  Почему комедия?

Сюжет пьесы прост. Красивая молодая девушка Нина, которая мечтает стать артисткой и страдает оттого, что живет в глубинке, а отец с мачехой не разрешают участвовать даже в местных постановках  влюбленного в нее Константина Треплева, пребывающего в вечном поиске «новых форм».  Мать Константина – артистака Аркадина, которая полностью поглощена собой, своими ролями, нарядами, романом с известным писателем Тригориным.

Действие происходит в усадьбе Сорина, брата Аркадиной, где собираются все действующие лица.

Какие линии я бы выделила:

  1. Нина и Константин. Константин влюблен в Нину. Он в вечном творческом поиске. Создается впечатление, что он пытается создать что-то гениальное лишь для того, чтобы быть значимым для Нины,  и чтобы его мать замечала талант не только в себе, но и в нем. Но ничего не удается, его творчество остается для всех непонятным.
  2. Константин и Маша. Маша, дочь управляющего усадьбой, влюблена в Константина. Она восхищается им, боготворит, но безответно, отчего ей не хочется жить. Она выйдет замуж за учителя Медведенко, которого даже не уважает, чтобы забыть о Константине.
  3. Нина и Тригорин. Нина влюбляется в Тригорина, любовника Аркадиной, известного писателя. Тригорин поглощен писательством, он постоянно пишет или думает о чем написать. Но он увлекается Ниной.

Прочитав пьесу, я подумала: « Почему «Чайка»?»

Есть несколько моментов в пьесе, чтобы понять это:

1.      Когда Константин понимает, что Нина влюблена в Треплева, то мучается, страдает. Он убивает чайку и приносит ее Нине, рассказывает о своих мучениях и говорит, что скоро так же застрелит и себя. Он действительно стреляется, но неудачно, первый раз...

2.      Увидя убитую Константином чайку, Тригорин записывает в блокнот сюжет для рассказа о девушке, похожей на чайку, — такой же свободной, счастливой. Но пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как эту птицу. Для Нины все так и сложилось. Она уехала в столицу, стала артисткой, но играла посредственно, так как была полностью увлечена любовью к Тригорину. А он со временем остыл к Нине и вернулся опять к Аркадиной.

Между третьим и четвертым действием проходит два года после того, как Аркадина с Тригориным и Нина уезжают в столицу.

Все вновь собираются в усадьбе Сорина. Он умирает, отчаянно хочет жить и не понимает, почему врач Дорн не лечит его.

Аркадина приезжает  с Тригориным. Константин стал писателем, но творчество его так и осталось непонятным. Он все еще любит Нину и надеется, что она вернется.

Как- будто и не было двух лет, все так же общаются, о Нине быстро забыли. Тригорин так же поглощен писательством, Маша так же восхищается Константином, Аркадина – собой.

Привычный круговорот нарушает появление Нины. Она дожидается пока Константин останется один в комнате, чтобы никого больше не видеть. Она пришла, чтобы извиниться и простится с Константином. Этот диалог решает финал пьесы.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«Нина. Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить. (Склоняется к столу.) Я так утомилась! Отдохнуть бы... отдохнуть! (Поднимает голову.) Я — чайка... Нет, не то. Я — актриса. Ну да! (Услышав смех Аркадиной и Тригорина, прислушивается, потом бежит к левой двери и смотрит в замочную скважину.) И он здесь... (Возвращаясь к Треплеву.) Ну, да... Ничего... Да... Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом... А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького... Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно... Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно. Я — чайка. Нет, не то... Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил... Сюжет для небольшого рассказа. Это не то... (Трет себе лоб.) О чем я?.. Я говорю о сцене. Теперь уж я не так... Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. А теперь, пока живу здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы... Я теперь знаю, понимаю. Костя, что в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни.

Треплев (печально). Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание.

………………………

Нина. Когда увидите Тригорина, то не говорите ему ничего... Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде... Сюжет для небольшого рассказа... Люблю, люблю страстно, до отчаяния люблю…

……………………...

(Обнимает порывисто Треплева и убегает в стеклянную дверь.)

Треплев (после паузы). Нехорошо, если кто-нибудь встретит ее в саду и потом скажет маме. Это может огорчить маму...

В продолжение двух минут молча рвет все свои рукописи и бросает под стол, потом отпирает правую дверь и уходит.

Дорн (стараясь отворить левую дверь). Странно. Дверь как будто заперта... (Входит и ставит на место кресло.) Скачка с препятствиями.

Входят Аркадина, Полина Андреевна, за ними Яков с бутылками и Маша, потом Шамраев и Тригорин.

Аркадина. Красное вино и пиво для Бориса Алексеевича ставьте сюда, на стол. Мы будем играть и пить. Давайте садиться, господа.

Полина Андреевна (Якову). Сейчас же подавай и чай. (Зажигает свечи, садится за ломберный стол.)

Шамраев (подводит Тригорина к шкафу). Вот вещь, о которой я давеча говорил... (Достает из шкафа чучело чайки.) Ваш заказ.

Тригорин (глядя на чайку). Не помню! (Подумав.) Не помню!

Направо за сценой выстрел; все вздрагивают.

Аркадина (испуганно). Что такое?

Дорн. Ничего. Это, должно быть, в моей подходной аптеке что-нибудь лопнуло. Не беспокойтесь. (Уходит в правую дверь, через полминуты возвращается.) Так и есть. Лопнула склянка с эфиром. (Напевает.) «Я вновь пред тобою стою очарован...»

Аркадина (садясь за стол). Фуй, я испугалась. Это мне напомнило, как... (Закрывает лицо руками.) Даже в глазах потемнело...

Дорн (перелистывая журнал, Тригорину). Тут месяца два назад была напечатана одна статья... письмо из Америки, и я хотел вас спросить, между прочим... (берет Тригорина за талию и отводит к рампе) так как я очень интересуюсь этим вопросом... (Тоном ниже, вполголоса.) Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился...

З а н а в е с. »

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Сюжет для небольшого рассказа….

Нину – чайку, погубил Тригорин, пришел и от нечего делать погубил…

Треплев Константин – не нашел свое призвание, метался в поисках своей дороги в жизни. Единственной зацепкой была Нина, но она – чайка, улетела на свободу.

И это чучело убитой чайки для Тригорина, как трофей…

Комедия?..

Небольшая пьеса, не так много действующих лиц, но столько жизней, столько чувств.

Несколько лиц остались за кулисами моего небольшого рассуждения.

Сюжет простой, но настоящий, дает возможность подумать, а вернее задуматься.

Читайте классиков!

Теперь чего ожидать от спектакля «Йа, чайка»? Прочитав его краткое описание, я понимаю, что сходство с пьесой отдаленно. Но все же попробую найти параллели.

— bez-grima.kharkov.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


:-? :roll: :-P :cry: 8-O :twisted: :mrgreen: :oops: :-x :lol: :wink: :?: :arrow: :( 8) :!: :-| :idea: more »