Мистификации в доме Свифта

img_9277

Поставил автор цель благую —
Лечить испорченность людскую.
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…

 

Джонатан Свифт

 

    Жизнь и смерть, выдумка и действительность, комедия и трагедия... Эти крайности всегда ходят рядом, как сестры, поддерживая и предавая друг друга. По сути, весь мир наш соткан из противоречий, а существование наше есть познание их истинности.  А идеалом для нас остается «золотая середина», но достичь ее практически невозможно.

К этому идеалу стремился в свое время и Джоатан Свифт, более всего известный нам как автор знаменитой фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера».  Он был любимцем Ирландии, фактически ее героем, ведь активно выступал за ее  идеи и права, принимал участие в борьбе за автономию Ирландии. Его памфлеты были искусным оружием против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и других насущных проблем общества. В своих произведениях Свифт не поучает, он скорее дает почву для раздумий, чтобы люди сами могли сделать выводы.

Благодаря пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт» любители театра могут прикоснуться к жизни, даже в какой то мере душе Джонатана Свифта. Он создал целый мир, окутавший жизнь, мысли, идеи, страдания писателя. Вся пьеса пронизана жизнью Свифта и его фантазиями. В последние годы Свифт после инсульта потерял речь, страдал от душевного расстройства и был признан недееспособным. И Горин в пьесе сделал Свифта немым и описал время душевных терзаний.

Мне очень понравился выбор пьесы театра «Мадригал». Мне кажется, что все написанное Григорием Гориным гениально. По духу, настроению и смыслу в какой — то мере я нашла сходство с  фильмом «Тот самый Мюнхгаузен», основой которого послужила пьеса Григория Горина  «Самый правдивый».

Ведь барон и сам был схож с писателем. Тяга к фантазии, взгляд на вещи под абсолютно другим углом,  дух революционера.  Мюнхгаузена хотели, так же как и Свифта, объявить невменяемым. Он, как и писатель, жил среди своих фантазий и не был понят современниками.

Спектакль  «Дом, который построил Свифт», я бы сказала, с двойным дном, — вы видите одно, неявное, а  под ним скрывается сама суть, то, что стоит внимания.  Казалось бы, перед  нами странные нереальные герои, но ведь под этим скрывается нечто иное. Через этих героев нам рассказывается целая история, дается урок и возможность задуматься. Например, Некто, который жил вечно, — он помнил все свои жизни. И вот обычный полицейский, которому трудно поверить в нечто непривычное, доверяется этому долгожителю. Он верит ему и вспоминает каждую свою жизнь, которая в точности повторяет последующую. В каждой жизни он остается обычным полицейским на посту, и ничего не меняется, потому что он не прилагает для этого никаких усилий. И происходит невероятное, — он, вспомнив все, задумывается  и не может больше так существовать. Ему необходимо все изменить, пусть даже ценой жизни. Зато в следующий раз все будет по-другому. Свои истории рассказывают лилипуты и великан, которые попадают в мир к людям.  Они не такие как все. Одни — маленькие, их никто не замечает, и мир они видят лишь с высоты своего микроскопического роста.  Другой – великан, который решил стать таким как все, стал уменьшаться, но при этом все время тосковал о видах с высоты своего былого роста. Истории с виду странные и смешные, но в то же время грустные.  Все это являлось отображение жизни, мыслей Джонатана Свифта, который все время оставался безмолвным. Все говорили за него, — лакей, врач – Гулливер, медсестра, все герои, которые населяли дом Свифта. Реальность и вымысел переплетаются, происходят необыкновенные вещи, и фантазии писателя  материализуются.  Поэтому «в этом доме все умирают, и не умирает никто». Спектакль  оставляет загадки, ведь и сам Свифт был самым загадочным писателем своего времени.  Он запланировал свои похороны, сочинил слова для надгробия, и умирал много раз, но по-настоящему лишь один, — ушел и даже не вышел на поклон. Как и обещал...  Спасибо театру Мадригал за выбранный материал. Режиссер, руководитель театра Алексей Настаченко в роли Свифта был как созерцатель и для выражения эмоций ему не требовались слова, он говорил молча. Лилипуты получились очень правдоподобными. Благодаря декорациям и постановке перед зрителями были маленькие человечки, меньше чайной чашки. А история этих удивительных существ была трогательна и вызывала слезы.  Доктор Симпсон впечатлил, — его преображения, образ сам был так четко показан. Иногда простофиля, иногда не верящий человек, а потом — признание фантазий Свифта, полное перевоплощение.  Единственно, что для меня было не убедительно – любовный треугольник Свифт – Ванесса – Стелла, но как говорит  сам Свифт – лирические сцены ему никогда не удавались.  Ну и впечатлили особо воспоминания полицейского.  Показалось, что вместе с ним я  вспомнила себя в утробе матери  и вот…. то, что было перед  этим…  Спектакль и трогателен, и драматичен, и комичен, — у него много граней, и это интересно. На поклон вышли все, кроме Свифта, — свое обещание он сдержал.

 

 

— bez-grima.kharkov.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:-? :roll: :-P :cry: 8-O :twisted: :mrgreen: :oops: :-x :lol: :wink: :?: :arrow: :( 8) :!: :-| :idea: more »