«Июль». Демон-разрушитель

«В хрустальном шаре
Ты видишь и себя,
То демон ты, то ангел,
И мечется душа...»

Группа «Ария» — «Отшельник»

img_2132На сцене стоял стул и микрофон, на колоннах по бокам от сцены свечи. Темнота...

И вот раздался звон колоколов, открылась дверь, и свет ослепил зрителей. Как будто ангел спустился с небес, или открылись врата рая перед земными существами... Но вышел человек со странным пронизывающим взглядом, всматривающийся в зрительский зал. Он одел на шею колокольчик, похожий на тот, что вешают на шеи коровам, когда ведут на пастбище. Не знаю, мне так показалось. Он поднялся на сцену и...

«Сгорел дом, а в доме две собаки. Одна – черная, сука, дворняжка, а вторая – овчарка, полугодовалый кобель. Держал обеих в сарае, взаперти, чтобы они, не убежали, пока не доделаю забор вокруг дома, осталось то метров пять протянуть проволоки, и все готово, но тут, пожар, дом как картонка сгорел минут за двадцать, и сарай, и собаки, и все нажитое за долгие годы имущество, и документы, и деньги, и все мои планы на будущее, все обратилось в серый пепел, ничего не осталось, только я и июль месяц, посреди которого, и сотворилась со мною вся эта, беспощадная дребедень. Будь ты проклят, паршивый июль, будь ты навеки проклят, месяц июль!»
img_2138Эти слова прокричал в микрофон герой. Так начался спектакль. И эти первые минуты уже заставили напрячься, глаза расширились, а мозг проснулся, хотя был готов уже отдыхать после тяжелого рабочего дня. И весь спектакль он не расслаблялся. Я заметила, что такова особенность театра «Котелок» — заставлять зрителя думать во время и после спектакля, производить раскопки в своем сознании, доставая наружу эмоции, ощущения, мысли. Поэтому сразу скажу — расслабиться здесь у Вас не получится:)

Весь спектакль противоречив, переносит Вас на грань, по одну сторону которой свет, а по — другую тьма. Что кто выберет — Ваше право. В театре редко можно встретить такого рода героя — сумасшедший маньяк-убийца. В самой пьесе Ивана Вырыпаева, по которой и создан спектакль, автор сделал пометку, что исполнителем текста пьесы должна быть женщина. Наверное, таким образом он хотел, чтобы у зрителя не было прямого контакта с героем — красивая, нежная женщина читает этот страшный текст. Но это ведь не сам герой перед тобой. Здесь же исполнителем текста, роли является Владимир Снегурченко, который выступил и в роли режиссера спектакля. И в этом случае был эффект присутствия героя перед зрителем, в метре, совсем близко.

«Спектакль-борьба» — такое название мне придумалось для характеристики. Для меня он был о борьбе, внутренней борьбе человека. Основная тема — любовь, но не приторно сладкая, а скорее на изломе — когда человек любит болезненно, на грани безумства скорее и борется с жаждой обладать объектом любви полностью и всецело.

Главный герой навсегда застрял в месяце июле, он был для него нескончаем. Он убивал — соседа, который не позволил пожить в своем доме, на время — пока герой не устроиться в дурдом в Смоленске. Почему дурдом в Смоленске? Он был основной целью героя — попасть туда, как последний пункт назначения. Он шел к нему, оставляя за собой кровавый след, убив бомжа, чтобы занять его место под мостом. Потом он задушил и съел собаку, чтобы набраться сил и выжить, — ведь он не дошел к своей цели. Потом поп, который стал ему другом, — он убил его, чтобы подарить рай. И вот когда он дошел к своей цели и лежал в грязи на койке в дурдоме, связанный и в маске, потеряв слух, -он слышал только голос Бога.

img_2142 img_2151 img_2158 img_2160

 

 

 

 

 

 

А потом появилась Она — со странными ногами, и он опять стоял на грани — отпустить все или же овладеть всем, оставить в себе.

«Первая мысль: Съесть эту мою Жанну М. полностью и целиком, а то ведь, все равно, скоро прикуют обратно к кровати, а скорее всего, и совсем убьют, церемонится то не станут, а так, она хотя бы будет у меня внутри, моя Жанна М, и ноги ее странные, и по-моему вкусу, ее груди. Мужчина, ведь тем и ценен, что берет женщину, и несет ее в себе до самого конца, пока не умрет она или он сам. Любовь – это ведь поступки, взять да и съесть, часа два уйдет на все про все, не больше, ну, в крайнем случае, три.»

"он сжал руки на моей шее, так что я даже вскрикнуть не успела и испугаться, и потом, еще раз сжал руки сильнее и сильнее, так что у меня весь цвет в глазах пропал, и стало темно, как в самую беззвездную ночь, и потом еще один раз сжал так сильно, как только мог, и все что было до этого на протяжении всей моей жизни, в один миг раз, и оборвалось. "
img_2148Три пронзительных звука фонящего микрофона олицетворяли три удушья. И Жанну ли он задушил тогда?
Он забрал ее сердце и руку с собой навсегда, чтобы уж точно и наверняка. И потом все погасло для него, не только слух, теперь и свет, навсегда. Колокольчик снят, гвозди забиты.
Конец.

 

После спектакля, руководитель театра Владимир Гориславец провел обсуждение спектакля со зрителями, что также является отличием театра от других.
Не могу сказать, что дискуссия получилась живой — наверное, дали о себе знать погода, в зале было прохладно, а также сам спектакль, который «переварить» не так легко.
Но суть некоторых выводов зрителей мне запомнилась. Например, одна девушка озвучила такую мысль, что у нее к герою не чувствовалось антипатии, потому что в нем была показана и светлая частица. И может, чтобы подняться вверх и увидеть свет, нужно опустиься на самое дно. Я же не могу сказать, что у меня не было антипатии к герою — была. И я считаю немного по-другому. Скорее, чтобы подняться вверх и увидеть свет нужно карабкаться туда, преодолевая на своем пути трудности, барьеры — в первую очередь, преодолевая себя.
А одна из зрительниц меня поразила. Представьте  — нежным, тихим голосом так спокойно говорит: «Он ведь убивал от того, что любил». Любил попа, хотел, чтобы тот попал в рай и убил его, мучая при этом. Он просто так выражал свою любовь.

Создалось впечатление, что это просто самовыражение у героя такое и имеет право существовать... Ух, не хотела бы я встретить на своем пути такого человека, который умеет так СИЛЬНО ЛЮБИТЬ.
На мой вопрос, не страшно ли было работать с таким текстом, Владимир Гориславец ответил, что очень было страшно. А потом разбирали пьесу на читках и решили, что стоит поставить спектакль по ней.
«Раньше после спектакля я спрашивал у зрителей, — стоит ли продолжать показывать его. И отвечли по-разному. Одни говорили, что нет, ни в коем случае, а другие — стоит,
конечно нужно.Просто я сам не был уверен.  Теперь я не спрашиваю, потому что уверен.»

Нужно ли выворачивать все наизнанку, чтобы добраться до сути, нужно ли именно такими способами говорить о любви и вере? Я не знаю. И наверное, обсуждения здесь могут быть бесконечными. Мнений может быть множество. И если бы талантливые люди не создавали спектакли, пьесы, то нечего было бы критиковать и обсуждать.
Владимир Снегурченко сыграл очень талантливо, он преобразился, прошел сквозь этот текст и сделал это по-своему.
Нужны ли такие спектакли? Вопрос не ко мне, и даже не знаю к кому. И вообще нужен ли этот вопрос? Понимание спектакля, — свое понимание, происходит не сразу, постепенно.
Каждый день по чуть чуть. Поэтому первые выводы могут быть одними, а через день — другими. Спектакль не для всех. Как пища — некоторым все равно, что съесть, лишь бы утолить голод, а некоторые — как гурманы, хотят вкусить что-то особенное.

— bez-grima.kharkov.ua

3 Responses to «Июль». Демон-разрушитель

  1. sergsel:

    Так спектакль переварить сразу сложно это точно! Жуть! Первое впечатление от появления героя, еще без текста, — страх с мурашками! Но это только начало ... То, что было произнесено на сцене ... Особенно про любовь: «Съесть, и Она хотя бы будет у меня внутри»!!!

    После услышанного первый день стал оборачиваться — нет ли там кого-то типа Июля. Раскольников точно отдыхает!

    Спектакль не для всех. Да, и обсуждение ... молодежь вроде ничего необычного не заметила. Такая себе «любовь».

  2. олег:

    слышал об этом театре, читал отзывы. тут более подробно написано. даже не знаю... точно что на гурмана))) эпиграф интересный в статье.

  3. Машинька:

    То, что без эмоций невозможно смотреть этот спектакль, так это точно!

    А на вопрос « ну как тебе?» вообще же не ответишь сразу!

    Мы смотрим фильмы про маньяков, которым отводится лишь малая часть внимания, — все прочее посвящено его психологическому портрету. А когда вдруг перед тобой оказывается «хорошо оформленный» персонаж маньяк-убийца и начинает чистосердечно рассказывать, что и почему он когда-либо делал, то в голове все вверх дном переворачивается.

    То он вызывает такое сильное отвращение, что хочется придушить его собственноручно (хотя ты понимаешь, что это всего лишь актер). В другой момент, ты начинаешь понимать (или кажется, что понимаешь) почему он так поступает, почему его любовь к людям проявляется в такой вот извращенной форме. Пытаешься найти оправдание его поступкам: возможно в безрадостном детстве, или какой-то травме, которая могла с ним когда-то произойти, или просто тупо отнести его к ряду людей с нарушениями типа дислексии, сомнамбулизма, дальтонизма и прочего отклонения от нормы.

    В любом случае, единственное стопроцентное впечатление о нем можно выразить словом – «Ужас!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:-? :roll: :-P :cry: 8-O :twisted: :mrgreen: :oops: :-x :lol: :wink: :?: :arrow: :( 8) :!: :-| :idea: more »